KnifeHelp

 / Куликов. Заточка булата и дамаска

Илья Куликов "Особенности заточки ножей из дамасской и булатной стали"

 

Взято у Ильи Куликова

 

Заточке ножей и прочего режущего инструмента посвящено огромное количество статей и даже книг. Тема постоянно обсуждается, существуют сложившиеся школы заточки со своими мастерами и адептами. Но помогает ли все это рядовому пользователю режущего инструмента? Этой статьей я постараюсь внести ясность в некоторые особенности заточки клинков, выполненных из любимых мной узорчатых сталей. В какой то мере это «крик души» человека, много и часто затачивающего ножи, которые сделал сам. Изготовив ножик и заточив его, я, как правило, меняю его на определенные материальные блага. Так ножи обретают своих новых хозяев. И вот тут начинается самое интересное. Большинство пользователей сразу же нож перетачивают, причем еще до того как начинают им пользоваться! Ножи выпускаются заточенными до состояния легкого бритья волос с углом режущей кромки 22-25 градусов. Побудительные мотивы переточки мне до сих пор неизвестны. То ли это атавизм советской эпохи, когда ножи продавались откровенно тупые, то ли некий ритуал «приручения» или «одомашнивания» ножа, сходный с объезжанием лошадей. Здесь начинаются первые сложности, потому как многие пользователи не имеют достаточного навыка в заточке ножей. В этом меня убеждает большой опыт общения с клиентами у которых ножи после переточки «перестают резать». Я беру ножик обратно, затачиваю, и - о чудо! Он опять режет все подряд, просто загадка природы. Иногда этот ритуал происходит несколько раз подряд, после чего моя вера в человечество претерпевает очередные изменения. Речь не идет о любителях исключительно ручной заточки, гордо презирающих всякие вражеские заточные приспособления, вроде известной точилки «Lansky». Так же не будем упоминать индивидуумов, заказывающих нож для мяса, и режущих им только гвозди. Я говорю о людях, которые этими точилками пользуются. Чтобы выявить все подводные камни и выработать рекомендации по правильной заточке понадобилось довольно много времени и статистического материала. Принято считать, что в футболе, машинах, оружии и в заточке ножей разбирается любой мужчина. Так ли это? Допустим, вы купили в магазине ружье, и вам показалось, что спуск у него туговат, хотя еще ни разу из него не выстрелили. Что вы сделаете? Возьмете надфиль и начнете подтачивать детали спускового механизма, хотя делаете это первый раз и не являетесь оружейником? А что вам скажут в магазине, куда принесете ружье с жалобой на качество? Что, не бывает такого? А с ножами сплошь и рядом. Любая работа руками требует определенного навыка, минимума знаний и правильного инструмента. И ничего более. А они есть? Редким в наше время стал навык качественной ручной работы. Что мы имеем в итоге? Никто себя, любимого, по кривым рукам бить не станет, проще сказать, что нож плохой. А потом искренне удивляться, что у меня он острый, а у него нет. Теперь перейдем к практической части. Как показала практика, большинство проблем возникает у тех, кто пользуется «Lansky» и сходными приспособлениями. Те, кто привык точить ножи только руками, и часто это делает, в большинстве своем вообще проблем не знают. Здесь нужно сделать небольшое отступление и напомнить, что мы затачиваем дамаск или булат. Эти стали имеют определенные особенности в силу своего строения. Они являются композитными материалами, состоящими из частей, имеющих различные механические свойства. Соответственно и абразивный материал будет воздействовать на эти части по-разному. Но об этом чуть позже. Само приспособление для заточки ножей фирмы«Lansky» достаточно удобно и позволяет точно выдерживать заданный угол РК, как и прочие придуманные человечеством приспособления. Сам принцип их действия позволяет работать, используя только спинной мозг (сам пользуюсь самодельным и значительно усовершенствованным аналогом «Lansky», мне оно нужно для облегчения работы и ее «автоматизации», так как затачиваю очень много и иногда за короткое время).

Но для использования даже такого несложного приспособления нужны элементарные пользовательские навыки. Какие же ошибки допускают при работе с данной точилкой? Последний принесенный на «лечение» нож имел режущую кромку в виде ступеней, да еще с разным углом заточки. Оказалось, что вместо постоянного, равномерного перемещения заточного бруска по всей длине кромки, она обрабатывалась участками равными или чуть большими, чем ширина губок тисков, крепящихся на обух. Потом тиски переставляли, и на границе зон возникала ступенька, так как угол заточки менялся. С противоположных сторон все эти неровности не совпадали. Существует распространенное мнение, что «Lansky» не позволяет точно выдерживать угол заточки – чем дальше от зажима, тем меньше угол, поэтому надо переставлять зажим в процессе заточки. Это не верно. Чтобы убедиться в этом, вспомним школьный курс геометрии.

Пусть точка А - начало РК; точка B - конец прямого участка РК; точка С - произвольная точка на закругленном участке РК; точка D - острие; точка Е - место контакта направляющей спицы и отверстия. Точки A, B, C, D принадлежат одной плоскости ABCD. Из точки Е опустим перпендикуляр на плоскость ABCD. Точку пересечения плоскости ABCD и перпендикуляра назовем F. Отрезок АВ перпендикулярен отрезку FB. Теперь рассмотрим прямой участок РК, ограниченный на рисунке точками А и В. Из школьного курса геометрии известно, что плоскость можно построить по трем точкам. Таким образом мы имеем одну плоскость, образованную точками А, В и F, и другую плоскость, образованную точками А, В и Е. Данные плоскости пересекаются по прямой, которой принадлежит отрезок АВ. «В жизни» плоскость АВЕ – это рабочая плоскость абразивного бруска и, собственно, плоскость фаски, образующей РК. Угол пересечения двух плоскостей естественно постоянен. Как и угол получаемой РК. С прямым участком РК разобрались, перейдем к закругленному, представленному на рисунке кривой BCD, принадлежащей плоскости ABCD. Для того, чтобы точилка типа «Lansky» произвела на таком участке одинаковый по всей длине угол заточки, то необходимо, чтобы отрезки FB, FC, и FD были равной длины. Тогда можно считать геометрическое тело, заключенное в точках B, C, D и F, сегментом конуса с радиусом основания, равным отрезкам FB, FC, и FD и высотой EF. В реальности такая благоприятная ситуация происходит редко, и кривизна лезвия не совпадает с радиусом «идеального конуса», следовательно угол заточки слегка меняется. Но почти всегда можно закрепить лезвие таким образом, что это изменение угла будет незначительным. То есть, переставлять зажим в процессе заточки совершенно ни к чему. Также будет не лишним изготовить из картона или тонкого пластика точный шаблон, повторяющий контур клинка, с отметкой или прямоугольным вырезом в форме губок зажима, который позволит при следующем сеансе заточки установить зажим точно в то же самое место. Изменение угла заточки возможно также в следующих случаях: - если очень сильно давить на брусок, прогибается спица и угол становится меньше;- если у ножа спуски идут от обуха, неподвижно зафиксировать зажим становится весьма непростой задачей из-за отсутствия ровной площадки, кромка «гуляет» вверх-вниз при приложении нагрузки (см. рисунок)

- спица не прижата к нижнему краю отверстия, угол наклона все время колеблется. Большое значение имеет закрепление зажима с клинком на рабочем месте. Лучше всего закрепить устройство неподвижно, например - в небольших тисках. Конечно, можно точить, удерживая приспособление с зажатым клинком на весу, но во-первых вы быстро устанете, а во-вторых очень сложно в таком положении контролировать прижатие спицы к нижнему краю отверстия. Фирменные подставки хоть и стоят недешево, часто не обеспечивают должного удержания приспособления. Следующий сюрприз на упомянутом ноже оказался в том, что заусенец, возникающий при заточке, не был удален! В одном месте он загнулся направо, в другом налево, в третьем и вовсе отвалился. В результате нож резал остатком заусенца и быстро «тупился». После переточки этим ножом долго и нудно, без серьезных последствий для режущей кромки, строгали лосиный рог и латунный пруток. Перечисленные выше проблемы являются следствием неправильного использования устройства, их несложно избежать. Не менее пристальное внимание стоит обратить на камни, которые входят в комплект. Те, что были на основе алмаза, для заточки дамаска и булата оказались непригодны, да и не алмазные оставляют желать лучшего! Сверхтвердые алмазные зерна просто выхватывали из мягкой булатной матрицы твердые карбиды или относительно мягкие куски в дамаске. Алмазные зерна не стачивались сами, постепенно стачивая металл, а просто грызли его. Это хорошо на предварительном этапе заточки, когда нужно заточить совсем тупой нож, там, где нужен большой съем металла. Но на заключительном этапе заточки это приводило к выкрашиванию РК и невозможности добиться должной остроты. На простых отечественных белых камнях из электрокорунда 25А этой проблемы не возникало в принципе. Абразив, стачиваясь сам, мягко и без рывков снимал и металл. Нож легко доводился до нужного состояния и долго его сохранял. Так что при финишной заточке узорчатых сталей нужно использовать только абразивы, не содержащие алмаз. А вот использование алмазной пасты нанесенной на кожу, будет совсем не лишним при доводке. Но только несколько движений с каждой стороны, иначе легко заполировать РК и она потеряет свою «злость», будет хуже цеплять разрезаемый материал. Здесь важно соблюсти эту тонкую грань, что так же достигается опытом. Никаких тайных знаний, никаких «орденов посвященных» и узких специалистов, проблема заключается в отсутствии устойчивого навыка работы руками в наш век одноразовых вещей. Нет необходимости править или точить, чинить или делать вручную, проще купить ведро одноразовых ножей и выбрасывать по мере износа. Одноразовая жизнь и одноразовые вещи, уже нет традиции передавать по наследству нож деда или отца, нет связующих звеньев поколений, нет уважения к ручному труду. Так откуда взяться навыку заточки, если привычным движением мы отломили кончик картонного резака и следующие пять минут он снова острый? Зачастую это отношение переносится на дорогие, сделанные на заказ и в единственном экземпляре вещи. Итог этой веры в свои «одноразовые умения» - разочарование от покупки и претензии к мастеру. Изменить такое отношение сложно, а помочь избежать большинства ошибок и призвана эта статья. Но никакие статьи не в состоянии заменить живого человеческого общения мастера и заказчика, общения доброго и уважительного. Ведь тщательно отделывая нож, пытаясь убрать мельчайшие косяки в полировке, и остро затачивая его, мастер показывает свое уважение как к будущему хозяину клинка, так и к самому себе. Так почему бы и владельцу ножа не проявить уважение к себе и чужому труду, уделив чуть больше внимания заточке и уходу за своим любимым и зачастую недешевым приобретением? Правильно и хорошо заточив нож, вы получите не только удовольствие от качественно выполненной работы, но и инструмент, пользоваться которым легко и приятно. И будет вам счастье!

 

Взято у Ильи Куликова