Андрей Баженов
Страничка в интернете
ЯПОНСКИЙ МЕЧ – ИЛЛЮЗИЯ И ПРЕДРАССУДКИ.
Благодаря «дешевым» кинобоевикам о самураях японский меч стал поводом для восхищения и ске6псиса одновременно. Считается, что если человеку более 16 лет, то он умеет думать логически, но человеческой природе свойственно выдавать желаемое за действительность и логика здесь сродни надоедливой старухе, мешающей погружению в мечту где каждый – терминатор с безупречным оружием в руках, например, с японским мечом.
Большая группа ошибок в обсуждении японского меча связана с катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и домыслами. Чтобы понять феномен японского меча, придется изучать столь далекую для западного сознания японскую культуру – познакомиться с основами японского языка и иероглифики, изучить историю страны, основы буддизма, синтоизма и конфуцианства, научиться ковке вообще и кузнечной сварке в частности, осмотреть сотни музейных экспонатов, пройти «курс молодого бойца» в школе кэндо и, наконец, не помешает знание классической японской поэзии. В общем, посвятить этому делу часть своей жизни, что проблематично. Поэтому в Европе столь живучи иллюзии, которые японцы не особенно торопятся развеять, так что и в этом частном вопросе Восток и Запад никак не встретятся.
А мы призовем на помощь логику. Уже ее достаточно для эффективной борьбы с глупостью. Например, говорят, что японские кузнецы ковали клинки по пять лет. Но тогда на какие деньги они содержали свои семьи все это время? Очевидно, мечи были очень дорогими. А значит самураи были весьма богатыми. Только зачем тогда в таком количестве велись кровопролитные войны, если все могли поесть риса досыта? Да потому что все было не так!
В истории Японии кузнецы редко были независимы и стремились обрести патронаж, например, у феодала, храма, влиятельного дома или аристократа. Работали они на своих благодетелей и день и ночь, многие добивались признания и почета, но ни один заказчик не собирался ждать исполнения работы пять лет. Да и делать столько времени нечего – сталь для клинка нельзя ковать бесконечно долго, так как она становится «угнетенной и несговорчивой». Ковать надо столько сколько надо, но без ошибок. А мастер потому и мастер, что ошибок не делает, Например, сохранилось 59 клинков кузнеца Масамунэ из Сагами. Если в лихолетье шести веков сгинули хотя бы десять его работ, то при условии производительности по клинку в пятилетку этот легендарный кузнец жил 350 лет минимум. На самом деле меч ковался за две-три недели с гарантией качества, а чистое время ковки стали для меча (занятие самое ответственное и трудоемкое ) равно примерно трем часам! А если качества не гарантировать, то можно ковать и побыстрее, как, например, кузнец Цуда Сукэхиро, сделавший за 25 лет работы 1620 клинков.
Исключительные свойства японских мечей – еще одна тема, нуждающаяся в комментарии. Рубка цепей, железных оград и каменных столбов вынуждает вспомнить поговорку - «сказать полуправду все равно, что солгать». Действительно, самураи испытывали новые мечи рубкой железных шлемов, медных пластин и тел казненных преступников. Наконец, в документальном фильме, демонстрировавшемся военнослужащим японской армии в канун второй мировой войны, показано как фехтовальщик отрубает мечом ствол пулемета. Но ведь это специалист! Все самураи с детства умели фехтовать, но испытывать мечи доверяли особым специалистам, поскольку многое здесь зависит от точного соблюдения многочисленных нюансов. С другой стороны, большинство японских мечей – изделия сугубо утилитарные, среднего качества, как и мечи европейские. Они зубрились, тупились, ломались и гнулись, чему сохранилось в истории множество примеров. Ведь в природе нет материалов не подверженных истиранию или деформации. Тот же победит, будучи заточенным остро, при ударе о кирпич обретает смятую кромку и лишь потом держит удары. А сталь мягче победита, так что приходилось японцам свои мечи перетачивать да так, что в музеях оказалось очень много сошлифованных до безобразия клинков.
Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они мягче современного напильника, а вот твердость булатных мечей из Индо-мусульманского региона нередко на пять единиц выше японских и без потери прочности.
В научных кругах распространено мнение, что в японских клинках много молибдена. На самом деле его там никогда не было. Ради эксперимента японские кузнецы вводили в сталь золото, медь, серебро, но легировать никелем, вольфрамом и молибденом не умели. Не знали про них ничего в той запыленной древности. В исходном же сырье для выплавки железа этих элементов столь мало, что говорить об их влиянии просто не следует. Нет в этих клинках ничего кроме железа и углерода, а вот как ими распорядиться ради высокого качества – разговор особый. Так что не молибдену обязаны японские мечи своей прочностью, а мастерству кузнецов.
Теперь перейдем к декору японских мечей. Часто можно услышать, что тати – меч парадный, а катана – меч повседневный. На самом деле до 17-го века самураи носили только тати, то есть мечи, подвешенные горизонтально лезвием вниз при помощи двух подвязок на ножнах, крепящихся к поясу. Тати носили и в бой, и в день рождения императора. Потом появилась мода носить мечи лезвием вверх, продевая ножны сквозь пояс – мечи катана. Понадобилось около 50 лет, чтобы мечи катана вытеснили мечи тати из обихода, но это уже время заката эпохи самураев, а не вся их история.
Огромное поле для критики дает явление «ниндзя». Уже сам наряд средневекового «спецназа» вызывает иронию. Если ночью черная одежда и полезна, то днем ее следует заменить на обычное платье, чтобы раствориться в толпе. А что делать с мечом? Самураи носили слабоизогнутые мечи с гардами всевозможных очертаний, но прямые мечи с квадратной гардой – никогда. Так что встретить на тропинке человека с таким мечом для самурая все равно, что для красноармейца встретить человека со свастикой на рукаве – передернул затвор и патронов не жалеть! Следовательно, ниндзя должны иметь второй привычный меч. А зачем вообще нужен прямой меч с квадратной гардой? Наверно самураи были слабы на голову, что не могли оценить его преимущества. И откуда взять столько мечей на всех ниндзя? В книжках нам объясняют, что в горах у ниндзя были секретные базы с арсеналами и кузницами, где они ковали свои мечи-кладенцы. Опять возникают вопросы. Ведь земли в Японии мало, вся она была поделена на провинции, которыми управляли диктаторы-феодалы, привыкшие к военным походам и зачастую находившиеся в состоянии войны типа «все против всех». Неужели кто-то из них стал бы терпеть на своей земле присутствие крутых парней ниндзя, да еще с кузницами. Конечно же нет. Но даже если ниндзя были столь многочисленны, а ведь и кормить их чем-то надо было, и искуссны в открытом бою, чтобы противостоять солдатам регулярной армии, и потому могли защитить тропинки по склонам гор к своим поселениям, то откуда они брали сырье для ковки своих мечей? Ведь в Японии железных руд мало, качество их низкое, для мечей предпочитали использовать железосодержащий песок берегов и дна рек. Коеффициент полезного действия выплавки железа из песка был чрезвычайно мал. Ох и тяжким же трудом при этом доставались ниндзя их супермечи! Другое дело феодалы – все крестьяне за соевую похлебку в зимнее время, когда нет сельхозработ, сутками выполняли эту черновую работу.
На самом деле ни в одном фотоальбоме или книге я не видел типачного меча ниндзя, а вот меч, спрятанный в куске бамбука, видел. Семенит этак по дорожке японский крестьянин в дырявой соломенной шляпе, сгорбившийся под весом хвороста, собранного в лесу, а опирается на бамбуковую палку. Поравнялся такой мужичок с заказанной феодалом жертвой и пустил клинок в дело. Это уже ближе к правде жизни.
Еще любят порассуждать о мистике в ковке. Тут и обряды и амулеты, обеты, запреты, призраки и прочее. Тут и методика типа «ковки на северном склоне лысой горы ранней весной в полнолуние после третьего крика кукушки с последующей закалкой в крови двухлетнего медведя-девственника с правым голубым глазом». Не знаю, есть ли в Японии медведи с голубыми глазами, но кукушки и горы точно есть. Обряды и амулеты тоже – с их помощью кузнецы настраивались на определенный лад. Помогали в этом обеты и воздержания. Кстати, если ковать клинок пять лет и соблюдать воздержание, то какая ж это жизнь! Удивительно, что при этом у кузнецов было по три-пять сыновей, а дочери, то те просто были не в счет.
А еще Японию обошла сомнительная слава типа закалки клинков в теле молодого раба или свиньи. Дело в том, что рабов в Японии вообще не было, а вот свиньи были. Но ни одна свинья не стала бы безропотно стоять пока ей под хвост засовывают раскаленный клинок, а брыкалась бы, что есть мочи. Представляю, какой кривизны клинок извлекали бы из тушки несчастной свинки после такой закалки, и изумляюсь размерам человеческой фантазии, лишенной тормозов.
Следующее бытующее утверждение имеет некоторое отношение к Японии – говорят, что японские кузнецы зарывали в болотистую почву куски железа на несколько лет и лишь потом пускали их в работу. Здесь вроде все разумно, так как ржавеет в первую очередь зашлакованный и богатый примесями метал, но к японской технологии указанная процедура почти не относится, так как японцы тысячу лет назад разработали совершенные способы плавки железа при низких температурах, когда продукт почти не содержал марганца, серы, фосфора, азота и кислорода. После этого они в кузницах рафинировали сталь, так что зарывать металл в землю им нужды не было. Металлографическая экспертиза стали старинных японских клинков показывает превосходство их химической чистоты над современными сталями в несколько раз.
Японский меч не нуждается в превозносящем мифотворчестве, он и без него является заметным явлением мировой культуры и неотъемлемой частью культуры Японии. Японский меч, каким мы его знаем, существует уже более тысячи лет. |